Исидор
Опубликовано: 16:52, 20 апрель 2020
Дети

Как учителю привлекать внимание зрителей и слушателей, чтобы те не отвлекались и могли сосредоточиться

Как учителю привлекать внимание зрителей и слушателей, чтобы те не отвлекались и могли сосредоточиться
С этим учителя сталкиваются и на обычных уроках, и на дистанционных. Рассказываешь об интересных, важных и полезных вещах, но с завидной регулярностью "возвращаешь сознание" ученика на занятие. На дистанционном обучении делать это стало гораздо сложнее.

Я понимаю, как тяжело ученику постоянно отвлекаться. Вроде бы и хочешь заниматься, но вот уже мысли где-то далеко-далеко.

Я также понимаю, как обидно учителю видеть этот отсутствующий взгляд и по несколько раз объяснять одну и ту же тему.

Поэтому когда-то давно решила, что уроки следует готовить с учётом постоянного желания ребёнка отвлечься на что-то более интересное и с учётом неспособности современных детей долго концентрироваться на выполнении какого-то одного действия. Не бороться с этим, а адаптироваться под существующие условия.

Ссылка на мой канал на Youtube. Подписывайтесь и нажимайте на колокольчик, чтобы получать уведомления о начале прямого эфира.Ссылка на мой канал в Telegram. Персональное обращение к подписчикам, которое невозможно пропустить.

Пришлось достать свои конспекты из университета, купить или взять в библиотеке методическую литературу, обратиться к трудам отечественных и зарубежных педагогов. Однако больше всего информации по этой теме я нашла в книге Джули Дирксен "Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным".

Мне очень понравилось её сравнение нашего разума с погонщиком на слоне. Слон - это наша эмоциональная, интуитивная сторона. Погонщик - это наша сознательная, разумная сторона.

Мы все прекрасно понимаем, что погонщик управляет слоном только до того момента, пока слон не решит, что есть что-то важнее. То же самое мы видим на уроках для детей и семинарах/конференциях/педсоветах для взрослых. Чей-нибудь слон постоянно выходит из-под контроля.

Теперь я готовлю свои уроки или дистанционные занятия с постоянной оглядкой на слона. Будет ли ему интересно? Не понесётся ли он в неконтролируемом беге прочь от всей этой полезной и, конечно же, самой важной информации?

Если следовать советам Джули Дирксен, то урок можно разнообразить историями. Например, из своей жизни, из жизни учёных, из научного мира. Можно также задавать вопросы, требующие эмоциональный отклик. Добавить ощущение срочности или эффект неожиданности. Загадать интересную загадку или задать смешной вопрос.

Эти советы успешно применяют, наверное, все учителя нашей страны. Но есть в книге ещё кое-что, что я выделила бы отдельно.


Социальное взаимодействие и визуализация информации
Задавай вопросы и общайся

Сейчас мы проводим уроки в дистанционном формате. Особенно остро ощущается отсутствие моментальной обратной связи с учениками и быстрая утомляемость от говорящих голов на экране. Чтобы на уроках (на любых) держать внимание ученика и помогать ему концентрироваться на выполнении определённой задачи, мы можем к стандартной смене деятельности добавить ещё и социальное взаимодействие.

На моих уроках это работало следующим образом: в любой момент занятия я могла "поднять" ученика и спросить его о теме урока, о ходе выполнения упражнения, о вчерашнем правиле и ещё о миллионе вещей. Дети об этом знали, позориться, не ответив на простейший вопрос, не хотели, поэтому старались изо всех сил концентрироваться на ходе урока.

Конечно, в дистанционном формате это превратилось бы в балаган, а урок был бы сорван. Я думаю, вы понимаете проблему. Пока один что-то отвечает, второй пытается дополнить, а у первого пропадает звук...

Единственная мысль, которая пришла мне в голову была такой: раздать бы каждому разноцветные карточки, которые обозначали бы следующее: "Хочу сказать", "Есть возражения", "Могу задать вопрос участнику". Поднимаешь карточку, а все сразу понимают, что ты хочешь сделать.

Кстати, на своих дистанционных занятиях использую формы, чтобы охватить сразу большое количество людей, а результаты получать в виде удобной таблицы. Это тоже отличный вид обратной связи для удержания внимания.

Дистанционное обучение: как проверять ответы всего класса прямо на уроке и не сойти с ума.

Обращаться к аудитории необходимо. Без этого урок превращается в скучный поток сознания учителя, в интересную и захватывающую лекцию-фон для собственных размышлений о судьбах мира или в монотонное выполнение каких-либо действий.


Показывай информацию

Вы, наверное, подумаете про презентации с огромным количеством текста. Но нет. Такие презентации ещё больше утомляют слушателей и зрителей. А вот яркие и смешные иллюстрации, фотографии или картинки с опытами, животными или зданиями - это очень интересно.

Картинка на фоне не должна привлекать к себе всё внимание (огромные тексты, графики и таблицы). Она должна лишь "зацепить", будто прошептать на ушко: "Смотри, какая интересная штука. Слушай внимательно учителя, чтобы узнать больше".

Слишком много картинок и визуальной информации - это то, что пугает нашего слона, заставляет его капризничать и падать на пол в состоянии ступора. Думаю, многим знакомо это ощущение, когда каждый слайд "мощнее" предыдущего, а ты после окончания презентации боишься наклонять голову, потому что мозг готов вытечь прямо из уха.

Оптимальным вариантом, как мне кажется, становятся картинки или надписи, заставляющие учеников задать вопрос: "Это что такое? Что это значит?" Тогда мы можем быть уверены, что любопытный слон не убежит в страхе в дебри своих мыслей.


Конечно, это не единственные приёмы, которыми может пользоваться учитель на своих уроках. Однако в ситуации, когда почти все преподают в дистанционном формате, я бы выделила их в группу базовых и не требующих каких-то особенных вложений сил, времени и креатива. Следовательно, отправила бы в группу самых полезных как для учителя, так и для ученика.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
Как учителю бороться с незваными гостями на дистанционных уроках? Настройка программ, чёрный список слов и блокировка
Как учителю бороться с незваными гостями на дистанционных уроках? Настройка программ, чёрный список слов и блокировка
19.04.20, Дети
Кто сейчас вяжет?
Кто сейчас вяжет?
17.04.20, Дом
Как отучить бабушек вмешиваться в воспитание ребенка
Как отучить бабушек вмешиваться в воспитание ребенка
09.04.20, Дети
Стало сложно заставить себя что-то делать. Сижу смотрю сериалы…
Стало сложно заставить себя что-то делать. Сижу смотрю сериалы…
01.04.20, Психология
Законопроект об особом статусе учителя: почему никто никому ничего не должен
Законопроект об особом статусе учителя: почему никто никому ничего не должен
11.03.20, Дети
Маму Саши Черно привезли на Поляну Дом-2
Маму Саши Черно привезли на Поляну Дом-2
06.03.20, Звезды
Одна маленькая хитрость, которая упростит общение с детьми и учениками
Одна маленькая хитрость, которая упростит общение с детьми и учениками
14.02.20, Дети
Как я работаю с провинившимися на уроке
Как я работаю с провинившимися на уроке
13.02.20, Дети
Что нельзя одевать учителю в школу
Что нельзя одевать учителю в школу
03.02.20, Стиль жизни
Ольга Рапунцель постоянно перебивает мужа и не даёт ему высказаться
Ольга Рапунцель постоянно перебивает мужа и не даёт ему высказаться
23.01.20, Звезды
Отучаем чадо от компьютера: как формируется зависимость от девайсов?
Отучаем чадо от компьютера: как формируется зависимость от девайсов?
22.01.20, Дети
Организация для ленивых
Организация для ленивых
17.01.20, Дом
Другие материалы рубрики:
Дом-2 новости 21/04/2020
20 апрель 2020
0